(Липецкой епархии), находится в 7 км к северу от г. Задонска Липецкой обл. Основан решением Святейшего Синода от 17 янв. 1872 г. Первоначально мужской, в 1993 г. возобновлен как женский.
По преданию, на месте буд. мон-ря в лесной чаще, на берегу р. Проходни, любил уединяться «от треволнений мира» свт. Тихон Задонский, пребывавший на покое в близлежащем задонском Сретенском мон-ре (см. Задонский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь) (РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 74. Л. 1; Записки о свт. Тихоне его келейников В. И. Чеботарёва и И. Ефимова // Тихон Задонский, свт. Творения: В 5 т. М., 18895. Т. 5. С. 12). После обретения мощей святителя в 1846 г. по благословению архиеп. Воронежского свт. Антония (Смирницкого) настоятель Богородицкого монастыря архим. Серафим решил выкупить участок земли у р. Проходни с родником и колодцем, устроенным свт. Тихоном. К сер. XIX в. часть левого берега Проходни из собственности семьи помещиков Викулиных перешла в общинную собственность гос. крестьян с. Тёшевка. В 1852 г. архим. Серафим предложил крестьянам обменять эту землю на другой, принадлежавший задонской обители участок. В 1853 г. земля при роднике на Проходне перешла в собственность Богородицкой обители. Однако свободный доступ к роднику был затруднен, т. к. смежная земля не являлась монастырской собственностью. Проблема разрешилась после переговоров с помещицей Елецкого у. А. И. Викулиной (одной из владелиц прилегающей к роднику лесной дачи), уступившей мон-рю 41 дес. земли на правом берегу Проходни. Трудами архим. Серафима и его преемника архим. Димитрия (Григорьева) на территории близ колодца и источника были поставлены дубовый сруб, неск. изб, устроена пасека. После прославления свт. Тихона Задонского в 1861 г. монастырские владения у Тихоновского источника на берегу Проходни были расширены за счет пожертвования помещика Ливенского у. Орловской губ. Костомарова: он завещал обители 250 дес. земли в Ливенском у. По благословению архиеп. Воронежского Иосифа (Богословского) эта земля была продана, а на вырученные средства мон-рь приобрел примыкавшие к меже прежнего монастырского участка на берегу Проходни 250 дес. земли в т. н. Семёновской лесной даче, включавшие часть левого берега лесной речки с источником, луговое ее правобережье и 41 дес. леса.
Задонский архим. Димитрий (Григорьев) решил основать в Семёновской даче, именовавшейся с сер. XIX в. «Скитом», отходную обитель с кладбищем для погребения братии Богородицкого мон-ря. На это место из с. Гнилуша Задонского у. была перевезена деревянная церковь, освященная некогда свт. Тихоном Задонским. После перенесения храма правый престол был освящен 19 авг. 1865 г. во имя преподобных Сергия Радонежского, Саввы Освященного, Феофана Милостивого, еп. Газского, и мч. Исидора, левый - 29 авг. во имя преподобных Исидора Пелусиота, Иосифа Песнописца, Иосифа Волоцкого, мч. Доримедонта и в честь иконы «Собор арх. Михаила».
Главный престол был освящен 21 сент. 1865 г. во имя святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского, Димитрия Ростовского и Кирилла Александрийского. Поставленная на высоком каменном фундаменте церковь снаружи была обложена кирпичом, оштукатурена. Храм отапливался 3 голл. печами. До 1875 г. на каменном цокольном этаже храма располагались братская трапезная и кухня. С зап. стороны к церкви был пристроен 2-этажный деревянный, обложенный кирпичом келейный корпус (1865), завершавшийся деревянной колокольней.
В строительстве отходной обители архим. Димитрию помогал тамбовский помещик В. П. Воейков (1785-1880). В Данковском у. Рязанской губ. он приобрел сельцо Золотуха общей площадью 800 дес. В 1871 г. часть земли (421 дес. 171 кв. саж.) с постройками и инвентарем Воейков пожертвовал в вечную собственность буд. обители. Оставшаяся часть имения также закреплялась за мон-рем, но требовала «очищения некоторых обязательств». Вместе с участком земли в Золотухе мон-рю были переданы: домовая церковь, помещичий дом со службами, рига, гуменные постройки, молотильная и веяльная машины, земледельческие орудия, 40 лошадей, 100 голов крупного и 200 голов мелкого скота, 300 «колод» пчел, а также сады на 8 десятинах земли (Никольский. 1911. Вып. 10. С. 196). Богородицкому мон-рю переходил участок (16 дес.), позволявший расширить уже принадлежавшую обители лесную дачу в районе деревень Локтево и Панарино (совр. Задонский р-н). Кроме того, Воейков был готов выплатить по различным обязательствам 10 тыс. р. за землю, на которой располагался «Скит», а также построить братский корпус в новом монастыре. После нотариального оформления платежных поручительств архиеп. Воронежский Серафим (Аретинский) поддержал прошение Воейкова, направленное в Синод 17-20 янв. 1872 г., «открыть при кладбищенской церкви Задонского монастыря, на принадлежащем оному участке земли в 100 десятин, особый самостоятельный мужской общежительный монастырь под наименованием Тихоновского». Проситель особо оговаривал, чтобы настоятель обители назначался с его согласия по указанию задонского архим. Димитрия. Насельникам из Задонска было предоставлено право преимущественного поступления в новую обитель, но при этом запрещался переход из нового мон-ря в Богородицкий. Указывал Воейков и на свое желание, «чтобы вновь предполагаемая обитель состояла под главным надзором и влиянием» архим. Димитрия (Там же. С. 196-197). Прошение было благосклонно рассмотрено при поддержке митр. Новгородского и С.-Петербургского Исидора (Никольского), почитавшего свт. Тихона. Впосл. в З. м. имя митр. Исидора поминали за литургией как «первого благорасположенного покровителя к новой обители».
Определением Святейшего Синода от 17 янв. 1872 г. был учрежден Тихоновский муж. общежительный нештатный мон-рь, 31 мая 1873 г. имп. Александр II Николаевич утвердил основание обители. 7 окт. 1873 г. архим. Димитрий совершил литургию в ставшем соборным (ранее кладбищенском) храме во имя святителей Тихона Задонского, Митрофана Воронежского, Димитрия Ростовского и Кирилла Александрийского. В З. м. была переведена часть братии задонского Богородицкого мон-ря, 13 сент. 1873 г. архиеп. Серафим утвердил в должности строителя иером. Алексия († 28 сент. 1885). Однако вскоре обнаружилось, что о. Алексий, «помимо прекрасных душевных своих качеств, оказался далеко малоспособным при устройстве обители и введении порядка в ней». По прошению Воейкова, поданному архиеп. Серафиму, строителем З. м. был оставлен архим. Димитрий (Григорьев). После кончины архим. Димитрия с сент. 1882 г. З. м. возглавлял благочинный задонского Богородицкого мон-ря игум. (впосл. архим.) Кассиан. По свидетельству современников, о. Кассиан «пользовался в народе большим уважением как исповедник. У него, говорят, проездом в Задонск любили исповедоваться воронежские архипастыри» (Д. Т. Отец Кассиан: Некр. // Воронежские ЕВ. 1908. № 18. Ч. неофиц. С. 889-890). После архим. Кассиана обязанности настоятеля исполнял казначей З. м. иером. Алексий, утвержденный в этой должности указом Святейшего Синода от 17 сент. 1910 г. (с 1912 в сане игумена). В 1891 г. в З. м. проживали 22 монашествующих, 36 послушников и 12 наемных рабочих, в 1917 г.- более 20 монашествующих и ок. 40 послушников.
З. м. посещали митр. Московский Макарий (Булгаков), архиепископы и епископы Алексий (Ржаницын), Палладий (Раев), свт. Антоний (Смирницкий), Серафим (Аретинский), Вениамин (Смирнов), Анастасий (Добрадин), Леонтий (Лебединский), Макарий (Миролюбов), Феогност (Лебедев), Макарий (Троицкий), Нестор (Метаниев) и др. В З. м. почитались первые насельники «Скита» иеросхим. Тихон (Кривской) и схим. Спиридон (Куликов). Последний перешел в З. м. из задонского Богородицкого монастыря «по любви к уединенной жизни». По свидетельству иером. Геронтия, лично знавшего старца Спиридона, «тот за несколько дней предузнал свою кончину; умер тихо 23 мая 1881 г. с Иисусовою молитвою на устах, лобызая при этом находившиеся в руках его монашеские четки. Погребен был с правой стороны алтаря Тихоновской церкви - рядом с могилою иеросхимонаха Тихона» (Геронтий (Кургановский). 1882. С. 18). За алтарем Тихоновского храма был погребен также и иером. Мелхиседек, старец «редкой честности и правдивости своего характера» (Там же). Насельники и настоятели З. м. обращались за советом к оптинским старцам преподобным Льву (Наголкину), Амвросию (Гренкову), Макарию (Иванову). Свт. Феофан Затворник не только высылал в дар архим. Димитрию свою кн. «Сборник святоотеческих писаний о молитве в сердце к Богу», но и состоял с ним в переписке. На сомнения о. Димитрия, в силах ли он помимо трудов по управлению Богородицким мон-рем строить З. м., святитель отвечал: «Спрашиваете, не погрешаете ли, продолжая нести иго начальствовать? Нет. Вы обязаны нести его, пока начальство не скажет: «Довольно». Как оно не только не сказывает этого, напротив, налагает на Вас новое дело, зная Ваши немощи телесные, то Вам совсем не след и на ум принимать вопроса, не следует ли оставить труды?» (Он же. 1888. С. 74).
В 1874 г. к юго-западу от Тихоновского храма был выстроен 2-этажный больничный корпус с покоями настоятеля и домовой церковью, освященной 12 сент. 1875 г. в честь икон Божией Матери «Знамение», «Владимирская» и «Всех скорбящих Радость», а также во имя вмч. Пантелеимона и вмц. Варвары. В больнице, рассчитанной на 12 мест, было устроено специальное «слуховое отверстие, проведенное трубою из храма вниз к больным», с помощью к-рого они могли «ежедневно свободно слушать совершаемую... божественную службу» (Описание Тихоновского общежит. мон-ря. 1882. С. 463). С сев. стороны к корпусу были пристроены 2-этажные сени. К 1875 г. между Тихоновской ц. и деревянной колокольней был построен деревянный 2-этажный корпус, объединивший все 3 постройки. Трапезная, ранее располагавшаяся на нижнем, «каменном» этаже церкви, была переведена на 2-й этаж новой постройки. Внизу разместились кухня и кельи послушников.
В 1879-1883 гг. был возведен новый, 2-этажный Троицкий собор. Главный престол во имя Св. Троицы освящен 14 авг. 1883 г. викарием Воронежской епархии еп. Острогожским Макарием (Троицким), левый придел во имя прп. Арсения Великого - 5 сент. того же года, правый придел освящен во имя Всех святых. В Троицком храме был поставлен 2-ярусный резной позолоченный иконостас. На средства нижегородского купца М. И. Шапошникова местные иконы Св. Троицы и Божией Матери в 1887 г. были украшены сребропозлащенными ризами, выполненными в Москве. На цокольном этаже Троицкого собора находилась церковь, придел которой был освящен 22 мая 1883 г. в честь Обретения главы св. Иоанна Крестителя и во имя свт. Николая Чудотворца, а главный престол - 29 мая 1883 г. в честь Успения Пресв. Богородицы.
В архитектуре объемное построение типичного для позднего классицизма монументального собора соединено с отдельными элементами т. н. русско-визант. стиля К. А. Тона (килевидные завершения прясел и портала и др.). С 3 сторон в собор вели открытые паперти. Храм освещался 3 паникадилами (одно на 30, другие на 12 свечей). За алтарем собора находился каменный 2-этажный братский корпус (1882-1897).
При основании Троицкого собора предполагалось, что на нижнем этаже будет устроена усыпальница, «где могут быть погребены по желанию благотворители обители», однако были ли там захоронения, неизвестно. До 1882 г. братию погребали на расположенном с северной стороны собора монастырском кладбище, которое примыкало к алтарю снова ставшей кладбищенской Тихоновской ц. В 1883 г. игум. Кассиан реконструировал кладбищенскую Тихоновскую ц. (построено 3 печи). В 1885 г. на монастырском кладбище была выстроена каменная часовня для отпевания и совершения панихид в зимнее время.
Каменные ограда и 3-ярусная колокольня со св. вратами были возведены в 1874-1876 гг. На 2-м этаже колокольни 6 авг. 1877 г. была освящена ц. в честь Преображения Господня и в честь Казанской и Тихвинской икон Божией Матери, богослужения в к-рой совершались только в храмовые праздники. У юго-вост. башни находились въездные ворота в мон-рь, у юго-зап. башни - 2-этажная гостиница для именитых посетителей. Внизу, на правом берегу Проходни, устроена обширная площадка с гостиницей для «черного народа», конюшим двором, подъездными сараями. В З. м. действовали живописная, столярная, портняжная и сапожная мастерские, разбиты сады, расширена пасека.
Особым почитанием пользовались источник и колодец свт. Тихона. Над колодцем стояла деревянная часовня, в которой хранилась икона Нерукотворного образа Спасителя, по преданию принесенная к источнику свт. Тихоном Задонским. Близ колодца располагались срубы-купальни, крытые черепицей, кельи для проживания иноков, следивших за порядком. Свидетельства об исцелениях фиксировались в особой книге.
Первоначально в Тихоновском храме, «у ворот южной двери у правой стены», под балдахином хранился серебряный ковчежец с частицами мощей нескольких святых (впосл. перенесен в Троицкий собор). К кон. XIX в. в Троицком храме у правого столба близ солеи находился ковчег с частицей древа Креста Господня, с частицами мощей св. Иоанна Предтечи, ап. Иоанна Богослова, святителей Иоанна Златоуста и Спиридона Тримифунтского, прп. Пимена Печерского и частью одежды, обагренной кровью вмц. Варвары. В др. ковчеге, за левым клиросом, также хранились многочисленные реликвии, в т. ч. частицы мощей свт. Афанасия Александрийского.
В Троицком соборе обители находилась Иверская икона Божией Матери, принесенная с Афона, перед к-рой еженедельно по субботам читался акафист. В мон-ре почитался также список иконы, написанной после обретения в 1846 г. мощей свт. Тихона Задонского. Оригинал, принадлежавший ректору Воронежской ДС архим. Симеону (Авдуловскому), к нач. XX в. хранился у московских наследников (Трунов. 1911. Вып. 10. С. 286). По нек-рым сведениям, оригинальная икона была написана в день обретения мощей «на гробовой доске по приказанию Высокопреосвященнейшего Антония Второго, архиепископа Воронежского и Задонского… По свидетельству надписи, сделанной рукою архимандрита Симеона на задней стороне доски, значится, что образ этот при возложении на болящих оказывает благодатное действие» (РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 74). Копия была выполнена по заказу брата архим. Симеона Ф. М. Авдуловского и подарена З. м. в кон. 1861 г. Попечением игум. Кассиана на икону была сделана риза из позолоченного серебра (Введенский. 1911. Вып. 10. С. 305). С этого образа задонский гражданин И. Суриков сделал точный список в дар З. м.; на полях этой иконы изображены подвиги и труды святителя, понесенные на месте буд. обители.
Архим. Димитрий ввел в З. м. устав по подобию устава Оптиной пустыни. К службе насельники созывались колоколом, утреня служилась с 4 ч., в воскресные и праздничные дни всенощное бдение - с 18 ч.; ежедневно служились литургии: ранняя - с 6 ч. и поздняя - с 9 ч. Еженедельно, кроме Четыредесятницы, за всенощными бдениями читались соборные акафисты: в понедельник - святителям Митрофану Воронежскому и Николаю Чудотворцу, в среду - свт. Тихону Задонскому, в пятницу - Божией Матери, в воскресенье перед литургией - Спасителю. Келейное правило братии состояло из 500 Иисусовых молитв, псалмопений с поклонами, чтения Свящ. Писания и трудов св. отцов. Архим. Димитрий внимательно следил за новинками духовной лит-ры и выписывал книги для б-к Богородицкого и З. м., оформил многогодовую подписку на духовную периодику.
К нач. XX в. З. м. владел в окрестностях 94,3 дес. пахотной земли, 85 дес. леса, 5 дес. сенокосов и пастбищ, 2 дес. садовой и 2,7 дес. неудобной земли (всего 196 дес., в т. ч. 7 дес. под самим мон-рем). Кроме того, в с. Золотуха находились 660 дес. монастырской земли и хутор с домовой церковью. К 1910 г. в Золотухе были построены 2-этажный кирпичный дом с 2-этажными кирпичными сенями (1871), кирпичный дом (1872), 2 амбара, рига, сушильня, сарай, погреб, кухня, каретный сарай, конный и скотный дворы. С 1884 г. З. м. также принадлежал хутор в с. Кашары Задонского у. с 24 дес. земли. К 1910 г. за З. м. числилось всего «832 дес. 1200 соток земли» (РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 251. Л. 62-66).
21 июля 1918 г. на З. м. напали «15 лиц в гимнастерках, вооруженные револьверами», вынесли из мон-ря ок. 3 тыс. р., «церковные вещи». Оказавший сопротивление послушник получил ранение в голову (см.: Грабители в мон-ре // Воронежский вестн. церк. единения. 1918. № 4. С. 5). В 1918-1919 гг. власти конфисковывали у З. м. дрова, продовольственные запасы и др. После апр. 1919 г. в нек-рых помещениях разместились детская колония и приют. К 1920 г. на базе хозяйства З. м. был образован совхоз. 16 апр. 1920 г. в Задонский УИК была представлена докладная о том, что «монахи Скитского монастыря, трудоспособные, отказываются работать в имеющемся советском хозяйстве, а занимаются даже спекуляцией». Предлагалось оставить при церкви «необходимый штат» для «отправления обрядов», а остальных насельников либо привлечь к «трудовой повинности», либо «передать на иждивение» собеса (ГАЛО. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 11. Л. 37-37 об.). В кон. 1920 г. в З. м. продолжались богослужения, власти констатировали, что в «Скиту» сохраняется «черное гнездо» 18 монахов (Там же. Д. 17. Л. 6).
В нояб. 1920 г. в З. м. был произведен обыск, составлена опись. На заседании Задонского УИК зав. политбюро Смирнов доложил, что «найдено четыре трехлинейных винтовки, до 2 тыс. к ним патронов и несколько лопат военного образца, закопанными в землю под церковью... найдено и многие позолоченные и серебряные церковные принадлежности и также и книги в серебряной оправе, по-видимому спрятанных от описи». Зав. политбюро рекомендовал «в срочном порядке провести расследование и виновных предать суду» (Там же). 17 дек. того же года комиссия Задонского УИК решила «Скитской мужской монастырь немедленно ликвидировать и одновременно приступить к предварительным работам по ликвидации всех прочих монастырей в Задонском уезде и рациональному использованию их имущества и живых сил на благо пролетариата» (ГА Воронежской обл. Ф. 10. Оп. 1. Д. 292. Л. 216, 219). 19 дек. члены комиссии в присутствии казначея иером. Тихона произвели «без всяких инцидентов» опись и опечатали все монастырское имущество (Там же. Л. 220-220 об.). Постановлением уездной комиссии 23-24 дек. того же года братия была выселена из мон-ря. 25 дек. «для распределения всего остального имущества и зданий» в обитель выехала специальная комиссия, включавшая экспертов-художников. У З. м. изъяли 26 фунтов 14 золотников церковного серебра (Там же. Ф. 4. Оп. 1. Д. 473. Л. 141 об.- 142), множество реликвий и предметов утвари XVIII - нач. XX в. (Там же. Ф. 10. Оп. 1. Д. 292. Л. 222-225). Местонахождение святынь, в т. ч. и чтимой копии иконы свт. Тихона, написанной после обретения мощей, неизвестно.
24 марта 1921 г. З. м. был окончательно закрыт (ГАЛО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 124. Л. 79-79 об.). Решение, принятое Задонским УИК, утвердил президиум Воронежского губисполкома (ГА Воронежской обл. Ф. 10. Оп. 1. Д. 292. Л. 214). На территории З. м. кроме военного лазарета, совхоза и приюта разместили концентрационный лагерь на 500 чел. «с целью разгрузки губернских концлагерей». В 1922 г. в З. м. была детская колония, в которой к 1923 г. содержалось 113 чел. С 1929 г. на территории З. м. располагался «детский городок». По ходатайству Задонского РИК были разобраны некоторые постройки З. м., стройматериалы использовались для строительства нового здания Каменской профшколы (Красное знамя: Газ. Елец, 1929. № 171. С. 3). В 40-х гг. XX в. помещения З. м. занимали госпиталь и школа военной разведки, в 50-60-х гг.- Задонский психоневрологический интернат. В перестроенном Троицком соборе находились кинозал для больных, медицинские учреждения, столовая и кухня, на сохранившемся 1-м ярусе колокольни - сушилка. Угловые башни были снесены до уровня ограды, трапезная, старый настоятельский корпус и деревянный Тихоновский храм разобраны. В сев.-зап. части территории у ограды были построены 2-этажный больничный корпус и др. здания. Часть надгробий с уничтоженного монастырского кладбища использовалась при закладке фундаментов новых построек. Одно из надгробий, высеченное из белого камня в виде аналоя с лежащими на нем крестом и Евангелием, было оштукатурено и приспособлено под постамент для бюста В. И. Ленина. После 1989 г. Задонский психоневрологический интернат был переведен в построенный рядом медицинский комплекс.
В 20-80-х гг. XX в. паломничество к источнику свт. Тихона не прекращалось, несмотря на снос часовни, корпусов и купели и даже оцепление пикетами милиции. После обращений митр. Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) к властям Липецкой обл. решением зам. председателя Липецкого облисполкома М. Т. Наролина от 29 апр. 1991 г. сохранившиеся постройки З. м. безвозмездно передавались РПЦ. Первое богослужение состоялось 19 авг. 1991 г. в надвратном Преображенском храме.
Решением Синода от 2 окт. 1993 г. З. м. был возобновлен как женский, 17 янв. 1994 г. зарегистрирован в органах юстиции (ГАЛО. Ф. Р-2241. Оп. 4. Д. 5. Л. 1). В нояб. 1998 г. З. м. посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В обители проживают настоятельница игум. Зинона (Деева) и более 50 насельниц.
Митр. Мефодий (Немцов) 17 апр. 1993 г. освятил восстановленный Троицкий собор, 18 нояб. 2001 г.- центральный придел в нижнем храме собора в честь Успения Пресв. Богородицы. Нижние придельные престолы во имя свт. Николая Чудотворца и св. Иоанна Предтечи были освящены иерейским чином, а 28 мая 2007 г., в день Сошествия Св. Духа, еп. Липецкий и Елецкий Никон (Васин) освятил главный престол во имя Св. Троицы. К 2008 г. построены просторная купель на источнике свт. Тихона Задонского, 2-этажный сестринский корпус с трапезной на 1-м этаже, 3-этажный хозяйственно-гостиничный корпус, водонапорная башня, коровник, склады, гараж. Восстановлены 3 утраченных яруса надвратной колокольни, угловые башни ограды, 2 дома для сестер и паломников. На месте несохранившихся Тихоновского храма и братского кладбища поставлена деревянная часовня. Монастырю принадлежит более 220 га земли, заведено хозяйство, имеются коровы, овцы и козы (до 100 голов), птичник и пасека; автотракторный парк, мастерские, пекарня, оборудованная прачечная и теплица, в которой кроме обычных овощей и зелени растут лимоны.
Среди святынь З. м.- частица мощей свт. Тихона Задонского, ковчег со святынями Св. земли, иконы Божией Матери «Иверская» (написана на Афоне, утрачена в 1920, возвращена в 1999), «Взыскание погибших» и «Достойно есть». В зап. части нижнего храма Троицкого собора у сев. стены находятся распятие и устроенная в 2001 г. усыпальница, в к-рую перенесены останки первых 5 насельников XIX в., обретенные в 1996 г. при земляных работах близ разрушенного Троицкого храма. Установлены имена троих: иеросхим. Тихона, иером. Мелхиседека и схим. Спиридона. Трижды в год из монастыря совершается крестный ход к источнику свт. Тихона - на Богоявление, в день празднования иконе Божией Матери «Живоносный Источник» и на Преполовение Пятидесятницы.